Отделы мозга как водители специализации/амплуа
В коре человеческого мозге есть 4 водителя — центра принятия решений:
лобные доли — отвечают за прогнозирование,
затылочные доли — отвечают за связь с телом и телесные ощущения,
височные доли — отвечают за коммуникации (слух и речь),
теменные доли — отвечают за связь трёх других.
Теория социальной специализации (ТСС) выявляет психотипический дисбаланс: каждый человек устойчиво тяготеет к деятельности и социальным отношениям, достаточно отчётливо связанным только с одной из перечисленных долей коры мозга. ТСС показывает, что они стоят в круге отношений подчинения:
- соединение преодолевает планирование, поскольку способно вызвать непрогнозируемую синергию;
- непосредственные ощущения преодолевают способность соединения, поскольку позволяют видеть, какие именно синергии дают больше пользы;
- социальная коммуникация преодолевает ощущения, поскольку позволяет объединять результаты труда многих;
- планирование преодолевает коммуникацию, поскольку позволяет грамотно направить любые количества результатов труда.
Таким образом, круг замыкается.
Преодоление здесь означает, что для реализации соответствующей деятельности, мы должны быть способны подавлять деятельность, предшествующую в указанном круге.
Учёные-физиологи, а это, в основе своей, медики, рассматривают это подавление в привычном им ракурсе патологии, т.е., как недоразвитие каких-либо долей коры мозга в процессе взросления.
Однако, если к вопросу подойти с точки зрения ТСС, то наблюдается иная картина.
Практика показывает, что каждый из этих отделов мозга может быть полноценным водителем, причём обеспечивающим успешное выживание человека при следовании им определённой стратегии.
ТСС формально-логически показывает, что команды, выдаваемые четырьмя водителями в отношении одной и той же ситуации будут взаимоисключающими: в одной и то же время, одна и та же ситуация, в русле четырёх стратегий будет требовать напасть, договориться, слиться и прикинуться ветошью. Таким образом, рассуждая о дисбалансе, мы не можем говорить о какой-либо патологии: чтобы решение было принято, одна из долей обязана победить, а для этого сигналы остальных обязаны быть подавлены.
Иерархическое мировоззрение «человека влияющего» в этот момент рисует равнозначную картину конкуренции, утверждая, что победит тот отдел, который сильнее возбудится и в следующий раз решение этой задачи повторится с чистого листа.
Однако, реальность такова, что неоднородность врождённого физиологического потенциала разных долей коры неизбежна, точно так же, как кто-то вырастает крупным и сильным, а кто-то тощим и быстрым. Поэтому, не смотря на естественное развитие всех долей, какая-то одна доля всегда будет склонна к доминированию. Это рационально, поскольку позволяет человеку последовательно отточить хотя бы одну стратегию жизни, не разбрасываясь. Поэтому, в виду того, что один из отделов, дающий более качественные решения, будет изначально получать благоволение своего носителя, он и будет более других тренироваться и развиваться, а остальные будут развиваться постольку поскольку, получая гораздо меньше практических задач.
Ожидаемая «человеком влияющим» «равная конкуренция» отделов может наблюдаться только у психотипа Героя, т.е., у человека, ведомого теменными долями, соединяющими три остальные. К сожалению, эта попытка быть «и умным и красивым» естественным образом ограничена тем, что в момент соединения превалирующей становится не работа конкретного отдела, а работа теменного «коммутатора», который проверяет комбинации и принимает решение о способе мимикрии. Поэтому Герой может выступать в чужих для себя ипостасях, но имеет в этих проявлениях ограниченный запас сил, в отличие от их коренных носителей.
Крайне интересным в этой связи будет рассмотреть идею церебрального сортинга, которая широко пропагандируется г-ном Савельевым и апологетами индивидуальных траекторий школьного образования.
Вне всякого сомнения, если нам удастся рано определить доминирующий отдел мозга ребёнка, мы могли бы вырастить из него прекрасного учёного, или, скажем, великого воина. Такой индивидуум будет очень полезен государству. Но давайте рассмотрим, как он при этом будет вписан в общество?
В своей особице он сможет подняться так высоко, как позволит ему физиология соответствующего отдела мозга. Другие же отделы получат ещё меньшее развитие, чем сейчас и их деградация приведёт к тому, что такой специализированный человек вообще не будет способен рассуждать в их логике и стратегии. Таким образом, носители других стратегий будут казаться ему бессмысленно действующими служебными идиотами. На самом деле, большинство людей и сейчас так думает о представителях других особиц, но это будет в разы усугублено.
Иными словами, единственным чувством к другим особицам, возможным при таком подходе, становится чувство презрения, которое многократно усилится. Вспомните прекрасный мир фэнтези: как гномы относятся к эльфам, а эльфы к людям или оркам… каждая волшебная раса имеет свой недостаток, но мнит себя самой совершенной. Вот что-то такое и можно ожидать и от последствий церебрального сортинга.
Государству это может быть даже чем-то выгодно: иметь рукожопых умников, в меру доверчивых бесстрашных вояк, не воинственных хозяйчиков и безотказных смекалистых рабов на побегушках. Разделяй и властвуй.
Однако, в таком подходе мало человечного. Кто хочет отказаться от дальнейшей реализации 90% скрытого потенциала человека в пользу совершенно неясной идеи человейника-который-всё-решит, может, конечно, пойти дальше этим путём. Нам же с вами впору задаться вопросом:
Как сделать так, чтобы презрение в отношениях между людьми сменилось на уважение?
Мы презираем человека, когда видим, что его деятельность никчёмна. К сожалению, в большинстве случаев, это и сейчас означает, что мы просто не можем понять, чем этот человек занят.
Уважение же рождается к людям, когда цель и трудности, которые они испытывают на пути к ней, нам понятны и мы видим их движение к их цели. Единственной возможностью уважать людей другой особицы является знакомство с их целями и стратегией, а с точки зрения физиологии, которую мы сегодня рассматриваем, это означает тренировку всех четырёх долей коры головного мозга, причём эта тренировка должна производиться в соответствующей стратегии и целеполагании. Иными словами, подростка и молодого человека необходимо знакомить с деятельностью каждой из четырёх особиц.
Максимальное развитие всех четырёх отделов является хорошим вызовом для психофизической культуры человека. При этом, однако, необходимо понимать, что это развитие должно происходить в стратегии того отдела, который развивается. Иными словами, человека необходимо учить двум задачам:
- действовать в стратегии каждого из отделов в ситуациях, для этого подходящих — для общего развития.
- грамотно действовать в любой ситуации в стратегии своего отдела, поскольку это обеспечит связность его жизни и накопление соответствующего его стезе вида капитала.
Такое обучение возможно только последовательно, поскольку целеполагание, в общем случае, не меняется «по щелчку» и погружение в чуждый мир нужно подготавливать и настраивать, нужны вход и выход и, вероятно, достаточно длительный период пребывания в каждой стратегии.