Устойчивое развитие
Термин «устойчивое развитие» имеет интересную природу. Дело в том, что стабильно устойчивым может быть рост уже сформировавшихся структур, развитие же всегда связано с появлением новых возможностей, поэтому оно происходит скачками, можно даже сказать, от кризиса к кризису.
Тем не менее, задачей корпорации, строящей долгосрочную стратегию, является обеспечение непрерывности этого скачкообразного процесса. Иными словами — заблаговременная подготовка условий и ресурсов для очередного такого рывка и прохождение соответствующих ему внутренних преобразований осознанно — не под давлением внешних факторов, а на гребне их волны.
Примером таких внешних факторов может быть общий демографический спад, а примером осознанных упреждающих действий по нему будет повышение качества и мотивации именно той части подрастающего поколения, из которой будут формироваться новые кадры корпорации. Конечно, игра на этом уровне требует инвестиций, который могут себе позволить только крупные игроки и сегодня мы видим отражение этого процесса в том, что все крупные корпоративные структуры создали свои частные университеты. Наиболее продвинутые из них, такие как РосАтом, добрались в образовательном процессе уже не только до школ, но и до детских садов.
Это лишь один из примеров внешних факторов, среди других — эмиграция, экология, идеология жизни, технологические переходы и многое другое. Некоторые из них взаимосвязаны, а некоторые имеют иную периодичность колебаний.
Основным методом обеспечения устойчивого развития является инвестиционная деятельность.
Цель инвестирования заключаются в поиске потенциала развития в тот момент, когда потенциал роста опробованных и зарекомендовавших себя методов исчерпывается. На сегодня (с 2018г) в России себя исчерпал рост бизнеса — каждый следующий оборот капитала не приводит к прежнему росту извлечения прибыли, зато появилось много нового спроса и открылись ниши, которых раньше не было вовсе, или которые раньше были нерентабельны.
Стратегия инвестирования всегда заключается в том, чтобы находить проекты, которые имеют потенциал развития и вкладывать в них средства для доведения их до стадии роста. Проекты на стадии развития не отделимы от конкретных людей, которые стоят у их истоков и интуитивно видят общие контуры неизвестной пока предметной области. Проекты на стадии роста уже имеют сформированную структуру внутренних процессов и не столь зависимы от персоналий.
Методика инвестирования основывается на развитых средствах оценки, которые должны отражать четыре вида потенциальных сложностей для корпорации:
1) Ретроспективный индекс — методика оценки реального хода событий.
2) Прогноз — методика оценки доступности различных видов ресурсов в будущем.
3) Рейтинг инвестиционной привлекательности — методика оценки проектов-кандидатов.
4) Мониторинг инвестиционных ожиданий — методика оценки эффективности инвестиций и отсечения неудачных проектов.
В каждой из этих сфер необходима оценка по четырём областям:
1) Окружающая ситуация (экономика, политика, состояние региона, отрасли).
2) Внутреняя ситуация (уровень удовлетворённости персонала, привлекательность труда в корпорации и принадлежности к ней).
3) Хозяйственная ситуация (показатель слаженности собственных механизмов осуществления хозяйственной деятельности).
4) Культурно-идеологическая ситуация (состояние процессов накопления и передачи знаний, идеологии, непрерывности передачи опыта).
Полная картина включает ещё два аналитических среза, которые в сумме формируют 64 базовых метрики. Эти метрики последовательно свёртываются слоями по 4 в более интегральные показатели, облегчающие мониторинг. Секторальный характер интегральных показателей на каждом уровне позволяет легко визуально оценивать состояние дел в каждом направлении деятельности и производить диагностику потенциальных проблем.