Свобода, Равенство и Братство по ТСС
О том, как Либертэ, Эгалитэ и Фратернитэ довели до эЛГэБэТэ.
Мы связываем Свободу, Равенство и Братство с прогрессивными преобразованиями общества, начавшимися со времён Французской революции и определившими картину мира наших дней.
Декларация равенства в правах элиты и народа, вне всякого сомнения, является той корневой идеей, которая лежит в основе современного цивилизованного мира, государственных конституций и всего вектора развития общества.
Эти слова настолько впечатались в наше сознание, что получили статус догмы, ничуть не меньшей, чем догма церкви о том, что Бог дал человеку свободную волю.
Но если в декларации свободной воли прослеживается нить древних натурфилософских размышлений о природе человека и религиозная догма является лишь формой выражения этого феномена, то абсолютность формулы «Свобода, Равенство и Братство», рассмотренная с позиций теории социальной специализации вызывает определённые сомнения.
Небольшой экскурс в историю
Каждый, кто изучает ТСС, при взгляде на «Свободу, Равенство и Братство», признает в них очень годный лозунг Героев. И это неудивительно — как принцип, эти слова были сформулированы задолго до Французской революции, в масонском братстве.
В те нежные времена, когда «Великий Мастер» действительно был мастером, а «подмастерье» — подмастерьем. Когда запрещалось принимать в ложу нового подмастерья, если для него нет реальной работы.
С точки зрения ТСС мы смело можем квалифицировать первых масонов, как Героев: они занимались ремеслом, т.е., инженерным делом, их предметом труда был риск — риск того, что возводимые ими стены, потолки, перекрытия не выдержат из за неправильных расчётов. Их продуктом труда было доверие — к тому, что конструкция будет служить людям и не погребёт их под собой. В целом — инженерия, как она есть.
Если изучать историю масонства, то мы найдём и другие признаки «геройского» менталитета.
В геройской-инженерной среде Свобода, Равенство и Братство действительно являются абсолютом, эти слова выражают тот способ, которым выживает сообщество Героев. Но, с точки зрения ТСС, этот лозунг не полон, в нём не хватает ещё одного элемента, скрепляющего первые три. Этот элемент — безусловная благонамеренность. Чтобы в результате своего труда, как мы рассмотрели выше, производить доверие, Инженеры и сами должны не только доверять друг другу, но и давать к этому достаточно оснований — иначе они не выживут. Поэтому благонамеренность является неотъемлемой частью их существования и именно она создаёт возможность для того, чтобы Свобода, Равенство и Братство работали «как надо».
Почему масоны не включили благонамеренность в свой лозунг? Вероятнее всего, именно потому, что благонамеренность была для них фигурой умолчания и не нуждалась в проговаривании. Рыба воды не видит — она в ней просто живёт.
Эволюция масонства
Масонская структура, как любое общество, имеющее успех в сплочении людей, распространилась и приобрела способность к влиянию и власти. На неё стали с интересом поглядывать купцы, аристократы, учёные.
В начале это были не простые представители других сословий (подробнее об отношении ТСС к сословиям здесь), а самые «непоседливые», те, кого, в разрез со своим сословием, угораздило родиться Героем, либо те, кто в своём сословии отвечал именно за геройскую часть — ведь, хоть купец и является, в первую очередь, хозяином, одни купцы будут зарабатывать на местной торговле, а другие — ходить с караванами. Так же и в армии есть регулярные войска и есть спецназ, а среди Учёных есть преподаватели и архивариусы, а есть исследователи.
Свобода, Равенство и Братство послужили для этой смеси плавильным котлом, дав возможность купцу и аристократу делить стол, решая практические вопросы, не считаясь с молвой и предрассудками, что только укрепило позиции масонства.
А вот затем начался обратный процесс. Мы можем увидеть его по историческим сведениям и можем предсказать, используя ТСС: масонство элитаризировалось.
Почему так происходит?
Одна из теорем ТСС гласит:
В любом смешанном обществе власть берут Воины.
Поскольку в той среде, в которой прорастало масонство, Воинами были самые настоящие аристократы, элитаризация была неизбежна.
В какой-то момент в масоны перестают принимать «людей». Кандидат должен обязательно быть «полезен» — обласкан званиями или иметь значимые достижения.
Благонамеренность в этот момент ещё пытается сохраниться через флёр тайного общества и общего дела, но, надо ли говорить, что если первые масоны просто «плавали в океане благонамеренности», то элитные уже «ходили по суше и дышали лёгкими» в соответствии с требованиями своих сословий.
Надо ли говорить, что Героям-инженерам в этих рядах места доставалось всё менее, поскольку
Герои не возвышаются.
Это тоже теорема ТСС. В структуре выживания Героев нет ни потребности ни механизма возвышения, в отличие от остальных трёх особиц.
А дальше грянула Великая Французская революция
В которой масоны сыграли не последнюю роль и Свобода, Равенство и Братство выплеснулись на улицы городов.
Они были очень хорошо восприняты и подхвачены простым народом, поскольку хозяйственная «успешность» Героев постоянно выжимает их на уровень бедноты и прислуги и там их, обычно, достаточно много.
Надо сказать, что только технический прогресс последних десятилетий стал немного сдвигать этот баланс, увеличивая общественную потребность в массовой инженерии.
Итогом Французской революции стало то, что становится итогом любой революции: взойдя на плечах Героев, она открыла дорогу новой элите, а тем, кто «не возвышается» назначила путь прямиком в будущий пролетариат.
Но Свобода, Равенство и Братство продолжили жить, как идея, принятая обществом в целом.
Кто извлечёт выгоду?
«Что» получилось — написано в подзаголовке статьи. ТСС позволяет ответить на вопрос «почему», а также задаться вопросом, можно ли было это предсказать, имея в нужный момент годную теорию?
Давайте приложим эти лозунги к каждой из особиц:
Герои
Как мы уже обсудили — это их родной лозунг. Он подходит и может созидательно использваться.
Свобода Героям необходима, чтобы искать, экспериментировать, изобретать и находить новые решения, позволяющие преодолеть кризис.
Равенство для Героев естетственно, поскольку заранее никогда неизвестно, кто именно найдёт ответ.
Братство (солидарность) для Героев — необходимая форма существования, поскольку Герои всегда имеют дело с превосходящей силой и в одиночку, без помощи друзей, они будут гораздо слабее. Причём, помощь эта должна быть именно безусловной, а не «по договору», поскольку она бывает необходима в совершенно непредсказуемый момент, когда даже может не быть возможности её членораздельно попросить.
Жрецы (Учёные)
Свобода для Учёного неприемлема: для него важнее Истина, или её выраженная форма — Догма.
Равенство для Учёного не приемлемо: для него определяющим право Догмы на Истину является Авторитет того, кто её излагает.
Братство для Учёного подходит — монастырская братия тому пример.
Воины (Аристократы)
Свобода для Воина неприемлема: Воин, не связавший себя присягой, неконтролируемо склонен к предательству и непригоден к воинской службе.
Равенство для Воина безсмысленно: плох тот Воин, что не мечтает стать генералом.
Братство для Воина безсмысленно: оно функционально полностью перекрывается присягой.
Хозяева (Купцы, буржуазия)
Поскольку здесь нас ждёт интересное открытие, я попробую пояснить корневые резоны выживания всякого Хозяина, чтобы дать связность читателю, пока что не знакомому с ТСС:
Основу выживания Хозяина составляет хозяйство, «делянка», которая представляет собой некоторый, повторяющийся технологический процесс. Этот процесс позволяет Хозяину выкачивать из окружающей среды еду или ликвидные материальные блага, которые можно обменять на еду.
В современном мире мы называем это «бизнес».
Бизнес представляет собой соединение средств производства и регламентированной последовательности их применения, которая даёт гарантированный результат, позволяющий Хозяину выжить.
Поскольку Хозяин понимает, что другой схемы у него нет (особенно, если схема связана с землёй, статусом или патентом), то он инстинктивно копит излишки на чёрный день и принимает все усилия к их увеличению.
Поэтому для Хозяина, с точки зрения способа его выживания, все *законные* средства увеличения излишков будут хороши.
Обеспечьте капиталу 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы.
К. Маркс
Законные — потому что иначе его съедят коллеги по цеху, ну а за 100-300% — уже и незаконные, потому что он сам их съест.
Хозяин — это соль земли. Именно он всех нас кормит и одевает в массовом количестве, но с точки зрения ТСС ни о какой безусловной благонамеренности в этой среде речи идти не может — это против выживания. Так что, ничего личного — только бизнес.
Обогатившись этим пониманием, давайте посмотрим на открывающуюся нам картину:
Свобода без благонамеренности провоцирует распущенность.
Равенство — лакомый кусочек для Хозяина, особенно — равенство с аристократией, поскольку даёт вседозволенность — доступ к ресурсам, которыми можно распоряжаться только будучи под присягой.
Братство для Хозяина — это кумовство и безнаказанность.
Воины же (аристократы), принимая масонский лозунг, добровольно сдали Хозяевам свои позиции (и письменно это подтвердили, приняв конституцию), тем самым открыв дорогу власти капитала. Эта власть за 200 лет прошла свой эволюционный путь от становления до конечного кризиса, который мы сейчас и наблюдаем.
В последние пол века, под маской свободы, равенства и братства, распущенность, вседозволенность и безнаказанность охватили широкие слои населения и под угрозой оказалась сама основа общества. К счастью, продолжение этого процесса возможно только под влиянием капиталистической накачки, а капиталистическая экономика нынче достигла локального предела и в обозримом будущем если не даст дуба окончательно, то основательно стагнирует, уступив место чему-то другому.
Подводя короткий итог нашему разбору:
Свобода, Равенство и Братство не могут являться универсальным принципом для всего общества в целом, поскольку он приводит к необоснованному ослаблению одних особиц и усилению других.
Бусидо Хозяина (Капиталиста)
Предлагаю подумать, а что могло бы претендовать на годный лозунг для Хозяев.
С точки зрения теории социальной специализации, мир Хозяев стоит на Ответственности. Ответственность для Хозяина так же естественна и неотторжима, как для Героя благонамеренность — если Хозяин не будет отвечать за свою делянку, то она быстро придёт в упадок, а это значит — разорение и конец.
Ответственность понуждает Хозяина вкладывать в хозяйство Труд, а также приводит к идее собственности. В самом деле, просто логичнее вкладывать труд в то, что принадлежит тебе, а не кому-то другому. Это тоже основа сохранения стабильности.
Ответственность также естественным образом приводит к возможности заключения Договоров, поскольку договор — это, по сути, и есть ответственно данное слово.
Таким образом, если для Героев полная формула выглядит как:
Свобода, Равенство, Братство при безусловной Благонамеренности.
Т.е., Благонамеренность — это то, что не требует искусственного поддержания среди Героев, поскольку является основой их выживания.
То для Хозяев полная формула может выглядеть так:
Собственность, Труд, Договор при безусловной Ответственности.
Ответственность в среде Хозяев искусственного поддержания не требует — она им присуща как необходимость.
Но важно понимать, что эту ответственность Хозяин принимает не за кого-то, а только за своё хозяйство и ответственность за других он начинает брать только опосредованно, в результате заключения договоров снабжения, работ, предоставления ресурсов, нарушение которых приведёт его к потере собственного хозяйства.
Дискуссия на Афтершок: https://aftershock.news/?q=comment/8827248