Про совесть и справедливость с позиции радиослушателя
Есть 4 доступных человеку внутренних голоса:
Один — о том, не слишком ли кто-то берега потерял, и он — основа справедливости.
Другой — о том, как что-то после себя оставить, и он — основа жизни.
Третий — о том, кому грозит беда, и он — основа совести.
Четвёртый — о том, почему всё это тлен, и он — основа мудрости.
Голоса эти, по своему свойству, ни разу не рекомендательные. Если рекомендательные — это значит, что ещё пока просто глюки. А так это — реальный побуждающий зуд, когда руки чешутся, глаза горят и устоять невозможно.
Технически этот зуд связан с гормональной биохимией подсознательного целеполагания: одна доза при захвате цели, другая доза при достижении, а третья при провале.
При этом захват срабатывает и на глюки и на голоса, но на глюки слабее.
А вот доза за провал миссии, на ампулке которой написано «стыд», лупит одинаково.
Но голоса эти кому попало не вещают.
Чтобы настроить радиоприёмник, необходимо человеку выбрать своей целью один из видов пользы для общества:
Для первого — найти еду.
Для второго — вырастить и запасти еду.
Для третьего — найти способ, как второму можно побольше вырастить, а иногда — и вообще как хоть чего-то вырастить.
Для четвёртого — запомнить, как питались в прошлые разы, чтобы не долбиться в будущем.
А других целей природа перед социальным человеком и не ставит, потому что этих для развития цивилизации достаточно.
Так вот, если рассматривать требования, выдвигаемые к ответственному гражданину, целеполагающему себе одну из этих ролей, то становится кристально ясно, почему каждый слышит то, что слышит.
Для справедливости это выглядит так:
Если ты нашёл готовую еду, значит тебе её кто-то отдал.
Если тебе её действительно кто-то отдал, значит ты был с друзьями.
Если ты был с друзьями и не поделился по справедливости, значит до утра можешь не дожить.
Поэтому ходишь и думаешь целый день «а по справедливости — это как?»
Вот оно и нисходит.
Причём реально нисходит, без метафор, и не на кого попало, а именно на тех, у кого есть практический запрос в связи с конкретной ситуацией.
А поскольку в момент нисхождения цель на поиск справедливости была уже взведена, то при сопоставлении с образцом получаешь первую дозу — и никаких сомнений в себе это уже не предполагает.
А для совести это точно так же, только иначе:
Поскольку ты подвизался по жизни ходить туда, не знаю куда и притаскивать то, не знаю что, то ходишь и ищешь (ну, или сидишь и ищешь, если инженер).
И если видишь открытую пасть крокодила, то обязательно сунешь туда голову — вдруг оно там притаилось?
Конечно, со всеми предосторожностями сунешь — там, распорочки поставишь на скотче или ещё чего придумаешь, но, иногда, может и прищимить.
Поскольку прищемляет обычно голову, то звать на помощь бывает уже нечем.
Поэтому все такие же как ты должны это как можно быстрее просечь и не сговариваясь прибежать тебя выручать. Даже если всё побросав. Даже если мороженое кушали, в танчики играли или чем непечатным занимались.
В общей сумме это напоминает революционный колхоз имени Ильича. Впрочем, это он и есть.
Потому что если тебя совесть не гложет, если не подхватываться и не вытаскивать всех горемычных, то можешь остаться последним и тогда тебе точно каюк.
И поэтому твой радиоприёмник всегда настроен на сигналы SOS.
А вот кто там их вещает — это уже велика тайна есть.