Почему мы видим троицу
По науке складности, всякая система обладает только одним из качеств четверицы, т.е., производит один из четырёх процессов, способных (хотя и не обязанных) вместе образовать замкнутый цикл.
Поэтому каждая система что-то делает внутри себя и предъявляет требования к трём другим.
То, что система делает внутри себя, сама она воспринимает как само собой разумеющееся и оценивает по иным законам, чем внешнее. Таковы наше душевное состояние, работа внутренних органов, трудовая дисциплина предприятия, работа мотора в автомобиле. Снаружи эта деятельность никак не проявляется по самому определению внутренней деятельности. Остаются три других процесса, в ракурсе которых система мыслит о своих потребностях. Окружающие тоже видят систему именно за счёт столкновения с предъявляемыми ей тремя типами требований.
Например, автомобиль потребляет бензин, выделяет выхлопные газы и двигается по дороге, создавая опасность. По этим признакам окружающие его обнаруживают и оценивают. А что он перевозит, кто в нём сидит и в каком состоянии у него двигатель — от участников движения скрыто. Для водителя же, именно внутреннее содержание автомобиля находится на первом месте.
В силу такой расстановки приоритетов: «одно внутренее + три внешних», мир выглядит для человека как троичный, являясь на самом деле четверицей. Достроить его до четверицы человек может только интеллектуальным усилием, понимая, что для окружающих он сам является всего лишь компонентом их внешней троицы.
Отвлечённые четверицы процессов человек всё равно проецирует на свою психику, поэтому, найдя троицу, часто останавливается. Причём, здесь встречается два вида ошибок:
1) Не выявлен четвёртый процесс.
Пример: «свобода, равенство и братство». Не выявлена (или осознанно скрыта?) необходимость в «совести». Подробный разбор вопроса.
2) Два наименее заметных для психики исследователя процесса слеплены в один.
Например, когда нам говорят, что основными животными инстинктами считаются самосохранение, выживание и воспроизводство, понимаем, что с точки зрения четверицы, здесь явная недостача. Чтобы то, что успешно самосохранилось (спряталось), принесло потомство, ему надо выжить. А чтобы то, что воспроизвелось, могло самосохраниться, ему нужно прокормиться. Поиск пищи связан с выходом из укрытия, т.е., он противоречит самосохранению. Но кому-то это было не очевидно. Иные учёные так же указывают здесь на четверицу.
Наука складности позволяет нам в таких случаях обнаруживать неполноту, достраивать картину мира и поверять её на складность (соответствие четырём стихиям и их диспозиции).
А есть ли в природе троица?
Безусловно есть. Но не здесь.
Глядя на жизнь системы в её действии мы везде можем увидеть четверицу. Но если мы посмотрим на систему в её эволюции, то мы везде увидим Золотое сечение: мера следующего уровня эволюции системы, текущего и предыдущего имеют количественную взаимосвязь, в которой каждая последующая равна сумме двух предыдущих.
То, что при этом мы имеем дело именно с троицей, мы почерпнули в материалах Сергея Алфёрова.
По Закону меры:
«Своевременное усложнение, отражая принцип Золотого сечения, позволяет системе занять такой объём и создать такие начальные условия для следующей фазы роста, чтобы следующее усложнение получило достаточно жизненного пространства.
Накопление ошибки меры приводит к невозможности на очередном этапе пройти усложнение. За этим следует распад системы, который позволяет при повторном переходе на текущий уровень задать новые начальные условия.»