Обращение к Европейской элите
Идеология, как средство управления обществом, умерла.
Когда высшая форма либеральной демократии, провозглашённая Френсисом Фукуямой, осознает, что дошла до своего предела и перешагнула за него, она вынуждена будет признать, что никакая идеология не может быть навязана, а должна восприниматься исключительно через систему ценностей своих носителей.
Это значит, что для правильной постановки целей самоорганизации отдельных общественных структур нам необходимо научиться иметь дело с многообразием идеологий. Общество в целом способно самоорганизовываться только на основе смысла своего существования, поэтому переход к созиданию нового общества, требующий самоорганизацию людей может быть основан только на смыслах.
Христианская Благая весть засвидетельствовала, что современное тело человека, безо всяких искусственных «доработок» уже сегодня способно вместить в себя сознание Бога, и явить чудо воскресения плоти как доказательство принципиальной постижимости тайны живого и мёртвого. Именно поэтому человек имеет право на эволюцию и следующей глобальной целью всего человечества станет эволюция нашего сознания, его усложнение в попытке однажды в будущем обрести совершенство Божественной гармонии любви и справедливости.
Основной же нашей целью сегодня, в час очередного эволюционного перехода, является выживание на Земле, потому что основная человеческая ценность — это жизнь. Жизнь каждого имеет значение.
В виду преодоления человеческим сознанием феномена идеологии, основной задачей сегодня является выработка способности к самоорганизации и эта самоорганизация возможна только на фундаментальных природных основах. Основой такого природоподобия является смысловое наполнение биологического и социального начал человека, которые гармонизируются через его хозяйственную деятельность и мировоззренческую позицию.
Работа над новым мировоззрением началась в СССР ещё в 60гг прошлого века и активно ведётся в России. В начале XXI века в этой работе был преодолён антропоцентрический барьер чистой философии и сформулированы основы нового математического аппарата. В результате появилась методология перехода от троичной логики к четверичной.
Человечество уже неоднократно совершало эволюционные переходы, которые приводили к освоению нового уровня логического мышления. От операционного мышления к процессному, от процессного к потоковому. Сейчас заканчивается эпоха логики потокового мышления и наступает эра мышления эволюционого. Однажды человечество увидело потоки и научилось ими управлять, теперь же мы получили способность видеть эволюцию в совокупности её закономерностей, но ещё только изучаем подходящие инструменты управления.
До сих пор человечество наращивало сложность своих концепций и дошло до технологического предела управления сложными системами. Через эволюционное мышление эта сложность преодолевается. Направлением дальнейшего развития станет управление эволюцией через смыслы деятельности, смыслы жизни.
Переход к эволюционному мышлению проявляется во всём. Уже меняется человеческое сознание и мы это видим по изменениям семантики социальных коммуникаций, появлению новых слов и понятий. Кажущимся парадоксом является тот факт, что Европейское сознание первым на планете осуществляет этот переход на практике, однако его теория родилась в России. Это, тем не менее, не должно нас удивлять, поскольку русский язык и культура, в отличие от европейских, имеет мощнейшую смысловую основу и потенциал разговора о смыслах, которого пока нет у европейской цивилизации. Поясним более предметно.
Разговор о смыслах — это разговор о времени, о проектировании будущего и анализе прошедшего.
А в английском языке, ведущем в Западной цивилизации, естественная модальность времени отсутствует. На предыдущем этапе эволюции этот недостаток был скомпенсирован искусственным перечислением в нём 26 отдельных форм времени. Русский язык, имея всего три времени, тем не менее, не имеет этих ограничений.
И если для описания времени действия на английском потребовалось 26 различных форм, то когда мы начнём говорить о смыслах жизни, конструкция языка уже «не потянет» — количество форм выражения не уложится в голову среднего человека.
Утверждение наших далёких предков, что Земля покоится на четырёх слонах, стоящих на Великой Черепахе оказывается не таким уж далёким от истины, если рисовать картину не в пространстве материи, а в пространстве смыслов.
Подобно этой древней метафоре, картина смыслов нового мира будет покоиться на балансе четырёх идеологий, протоосновой которых являются четыре вида физического взаимодействия. Они же находят отражение и в четырёх видах социально-экономической деятельности, и в четырёх видах капитала. Взаимодействие этих четырёхкомпонетных структур будет определять баланс социально-экономических и социально-политических структур в мире будущего. Общественный строй перестанет быть основой социально-экономического уклада. На смену корпорациям придут социально-экономические экосистемы. По этому же принципу будет выстраиваться и внутренняя структура национальных государств. Все, кто не смогут усложниться в своей внутренней структуре до требований взаимной интеграции, будут поглощены успешно сформировавшимися, осознавшими свою природу экосистемами.
Усложнение эволюционных процессов переводит нас от состояния единства и борьбы двух противоположностей, провоцирующего схватку идеологий и конфликт между народами и государствами к состоянию взаимозависимого развития четырёх идеологий в единой экосистеме планеты Земля.
Новые правила игры таковы, что всякая часть, не соответствующая условиям интеграции в экосистему, в ходе естественного эволюционного процесса неизбежно лишится ресурсной подпитки и отомрёт, уступив территорию системам новой формации.
Ключом к интеграции в сложном мире многих идеологий и единых смыслов является новая этика, которая позволяет преодолеть методологическую ограниченность картины мира Фукуямы, сформулированной в системе трёхфакторной логики. В основе новой этики лежит уже проявивший себя на практике принцип, максима которого может быть сформулирована как «жизнь каждого имеет значение». На основе новой этики будут выстраиваться процессы обмена, интеграции, взаимной безопасности. До недавнего времени эти процессы успешно строились с позиции доминирования, силового давления и посредничества. События последних месяцев показали полную деградацию такого подхода, его неспособность решать задачи управления с требуемыми сегодня параметрами скорости и сложности.
Новая этика предполагает, что различия внутри экономических зон, национальных государств социальных сообществ должны будут оставаться внутри их экосистем. Внутренняя этика участников этих экосистем, которая служит целям их сплочения, выживания и культурного развития, будет отличаться от этики взаимодействия между сообществами, предназначенной для обмена жизненно важными ресурсами во взаимодополняющих горизонтально структурированных и вертикально интегрированных системах.
Это принципиально другая, гораздо более сложная структура регулирования взаимных отношений, чем Организация Объединённых Наций.
Примером начала строительства новой этической системы является внешняя политика Российской Федерации, которая, с одной стороны, основана на чётком понимании и отстаивании собственных интересов и цивилизационных смыслов, а с другой — на отсутствии принуждения к интеграции даже своих ближайших соседей и оказании реальной, а не меркантильной помощи другим странам.
В переходный период возникает большое количество рыщущих флуктуаций и тупиковых направлений, очень привлекательных для политического эстеблишмента и мейнстрима старой эпохи. Первые хотят сохранить ускользающее влияние без усложнения структуры деятельности. Вторые стремятся схватить больше власти, используя локальные возможности. Обе эти активности закономерно разрушают основы сложившегося порядка и правил обмена. Их функция положительна с точки зрения расчистки территории для дальнейшего развития и, пока это происходит, новой элите необходимо успеть оседлать волну грядущих изменений.