4-фазное обучение ИИ
Одним из следствий складности является фазовый закон https://nauka.skladnost.ru/fazovyj-zakon/:
Любой процесс, в ходе своего эволюционного цикла, последовательно проходит четыре фазы, сопровождающиеся переходом к всё более сложному методу добычи ресурса.
Для целей, конкретно, педагогического процесса мы выделяем следующие четыре фазы:
- Знакомство с компонентами, составляющими предмет изучения. В этой фазе мы показываем неофиту различных участников, инструменты, материалы, отношения, называем их и учим различать друг от друга.
- Объяснение правил. В этой фазе мы учим ученика соотносить все компоненты, различению которых мы учили в первой фазе. И это возможно только после различения.
- Погружение в практику. В этой фазе мы учим подмастерье взаимодействовать с предметом труда. Если ученик прежде этой фазы не узнает правил, т.е., не сможет предсказывать результат того или иного взаимодействия, то он покалечится.
- Управление. В этой фазе подмастерье становится мастером. Это значит, что приносимая им польза даёт ему возможность начать управлять процессом производства — в рамках достигнутого влияния.
Если мы будем вести процесс академического обучения в нарушение этой последовательности, то ничего хорошего у нас не выйдет. Бессмысленно учить правила для того, что не можешь распознать, опасно взаимодействовать с тем, что непредсказуемо, невозможно управлять тем, что от тебя не зависит.
Для целей обучения ИИ это означает, что потенциально лучших результатов можно добиться, организуя обучающие материалы в форме 4 выборок, отражающих 4 этапа.
Также видится интересной идея структурирования подачи обучающего материала от простого к сложному, так, как это делается с детьми. Ожидания таковы, что это повысит эффективность обработки более сложных материалов при отнесении их на более поздние стадии.
Дополнительный интерес представялет опытное вычисление наиболее удачных траекторий обучения ИИ для проецирования их на процесс обучения людей.